Оптические иллюзии на дороге
При наблюдении за предметами возникают зрительные иллюзии. Особенно много обманов зрения возникает при восприятии размеров и направлений в процессе движения по дороге. Так, проезжая часть на переходе типа «зебра» воспринимается значительно более широкой, чем она есть на самом деле (эффект Оппеля).
При обгоне с большой скоростью дорога кажется водителю уже, чем при более медленном движении. Кажущееся сужение дороги в этом случае связано с увеличением угловых скоростей движения предметов, находящихся в поле восприятия. Увеличение интенсивности воздействия, на чувствительные клетки всегда ассоциируется с уменьшением расстояния до раздражителя. С этим же эффектом связана иллюзия более быстрого движения светлого автомобиля и более медленного движения темного автомобиля по сравнению с фактическим. Иллюзорное представление о расстояниях вызывают туман, дождь, пыль, снегопад. Туман, пыль и снегопад рассеивают и преломляют свет фар встречного автомобиля, при этом создается иллюзия большей удаленности, чем при определении уклона дороги. Так, на дороге Симферополь — Ялта имеется участок, на котором при движении на подъем создается впечатление перемещения под уклон. Эта иллюзия объясняется следующим образом. Параллельно с дорогой в поле восприятия водителя размещена старая, заброшенная дорога. Она поднимается значительно более круто, чем новая. Имея в поле зрения две дороги, водитель воспринимает ту, по которой движется, как горизонтальную и с ней сравнивает примыкающую. Одновременно перспективное уменьшение столбов для освещения вдоль основной дороги увеличивает иллюзорное представление об уклоне, меняя его на обратный. Другая, иллюзия, связанная с уклоном дороги, состоит в том, что кажущаяся величина продольного уклона равна сумме двух уклонов — того, с которого смотрят, и того, на который смотрят из автомобиля. Особенно много иллюзий и обманов зрения возникает при недостаточной контрастности. Так, при контрастности ниже 2% может возникнуть иллюзия исчезновения объекта наблюдения. Примером этой иллюзии может служить «исчезновение» пешехода, воспринимаемого водителем на фоне белого снега в ночное время суток. По мере приближения к пешеходу свет фар все ярче освещает пешехода. В какой-то момент времени освещенности пешехода и фона сравниваются, и пешеход, сливаясь с фоном, «пропадает». Если в такой момент пешеход начнет переходить дорогу, то возможен наезд на него. Аналогичное явление может возникнуть и при так называемой «световой завесе», когда сильный световой луч от фар автомобиля, движущегося по примыкающей дороге, как бы скрывает расположенные за ним предметы, автомобили, пешеходов.
Оптические иллюзии и галлюцинации чаще всего появляются при ослаблении зрительного внимания, при зрительном утомлении. Существенным моментом в трудовой деятельности водителя является восприятие времени. Умение точно оценивать временные интервалы при маневрировании имеет решающее значение для обеспечения безопасности движения. Наиболее точно оценивает водитель интервалы, равные 0,75 с. На точность восприятия времени оказывают, влияние тренированность водителя, утомление, индивидуальные особенности человека и его эмоциональное состояние.
На курсах вождения преподаватель рекомендует начинающим водителям покупать радар детектор, чтобы управлять автомобилем с большей уверенностью. Прибор помогает определять сигналы в диапазонах X, K, Ka, а также сигналы лазера на 360°. В радаре-детекторе стоит защита от сигналов системы VG-2 и специальная схема для защиты от ложного срабатывания. Прибор работает от прикуривателя (12 В).
Источник: Канал Авто Ру.